Организация питания

Питание воспитанников в учреждениях дошкольного образования организуется на основе примерных двухнедельных рационов, разработанных технологом отдела образования спорта и туризма администрации Октябрьского района г.Витебска и согласованных с Витебским зональным центром гигиены и эпидемиологии.

Меню составляются отдельно для детей от 1 года до 3-х лет и от 3 до 7 лет.

Примерные двухнедельные рационы (перспективные меню) разрабатываются на основании норм потребления пищевых веществ и энергии для детей, установленных Санитарными нормами и правилами к потреблению пищевых веществ и энергии для различных групп населения Республики Беларусь с учетом:

  • норм питания;
  • сезонности (они существуют в 2 вариантах: лето-осень, зима-весна);
  • рекомендуемого объема (массы) блюд, утвержденных в установленном порядке сборников рецептур блюд для воспитанников раннего и дошкольного возраста.

При разработке примерных двухнедельных и дневных рационов учитываются основные требования и принципы детской диететики:

  • прием пищи в течение дня организуется через каждые 3,5 — 4 часа;
  • распределение калорийности суточного рациона по отдельным приемам пищи при 4-разовом питании (12-часовой режим пребывания) составляет на завтрак – 20 — 25% от общей калорийности суточного рациона, обед – 30 — 35%, полдник – 10 — 15%, ужин – 20 — 25%, домашний ужин – 15%;
  • питание воспитанников является щадящим по химическому составу: не используются острые приправы (хрен, перец, горчица, уксус и пищевые продукты с их использованием), соки и напитки в виде сухих концентратов;
  • питание воспитанников является щадящим по способам приготовления и предусматривает преимущественно варение, тушение, приготовление на пару, а также запекание;
  • в рационы не включаются одноименные блюда и гарниры в течение одного дня, а также в течение двух дней подряд;
  • колбасы и сосиски вареные используются высшего и первого сортов и не чаще 1 — 2 раза в неделю;
  • используется нежирное мясо: говядина первой категории (мякоть лопатки или тазобедренной части), свинина мясная, цыплята-бройлеры;
  • для приготовления блюд используется йодированная соль;
  • такие пищевые продукты, как молоко и кисломолочные напитки, масло растительное и коровье, сахар, мясо (птица), хлеб, крупа, овощи, свежие фрукты или соки (нектары) входят в рацион ежедневно (с отклонением +/-10% от установленных норм питания), другие пищевые продукты (рыба, яйца, сыр, творог, сметана) — 2 — 3 раза в неделю. При этом установленные нормы питания по итогам месяца должны быть выполнены, отклонения допускаются на +/-10% при условии соблюдения норм потребления пищевых веществ и энергии для детей.

В меню-раскладках перечисляются все блюда дневного рациона, указан их теоретический выход и расход продуктов, используемых для приготовления каждого блюда. При этом указывается расход продукта на одного ребенка и на всех присутствующих детей. Меню-раскладка составляется на следующий день по количеству присутствующих на сегодняшний день с учетом прогноза посещаемости. При изменении количества присутствующих детей в 8.00 следующего дня на 2 и более детей производится перерасчет расхода продуктов. Именно с этим связана наша настоятельная просьба приводить ребенка вовремя, предупреждать воспитателя об опоздании либо отсутствии.

ВНИМАНИЕ!  ПРИНОСИТЬ ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ И НАПИТКИ ИЗ ДОМА КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

Кушайте на здоровье!

 «Здоровое питание наших детей»

   Уважаемые родители! Тема рационального детского питания никогда не теряла свою актуальность. И вместе с тем сегодня все реже увидишь маму, купившую кефир, ряженку для своего ребенка – зачем, когда есть йогурт, фругурт, и т.д.

    И тем более не встретишь мам, которые сварили бы компот из сухофруктов – зачем, когда есть соки, фанты и кока–колы.

    А когда приходит ребенок в детский сад, начинаются проблемы – я такой компот не пью, такую рыбу не ем, котлеты не люблю. А сосиску я буду!

   А детские сады, в свою очередь, хотят обеспечить ребенка полноценным питанием – натуральным, правильным. Поэтому в рационе у детей есть и творог, и рыба, и мясо, и капуста, и печень, и просто кефир.

   Подавая детям блюда на стол, мы стараемся рассказать о пользе этого продукта.

   Получаемое ребенком питание должно не только покрывать расходуемую энергию, но и обеспечить материал, необходимый для роста и развития организма.

   В течение дня ребенка пищу распределяют примерно так:

  • 35 – 40% — приходится на обед
  • 10 – 15% — на полдник
  • 25%  — на завтрак и ужин

   Пища, которую употребляет ребенок, должна быть:

  • полезной
  • разнообразной
  • вкусной

   Для растущего детского организма вреден, как недокорм, так и перекорм.

   Жалобы на плохой аппетит не столь редки. И перепуганные родители делают все, чтобы ребенок поел.

   Ребенок – существо социальное. Потребности и интересы всегда связаны со взрослыми. Образец отношения к приему пищи, вкусовым предпочтениям, которые дает семья, обладают огромной силой.

   Иначе говоря, если в семье никто не ест  и не готовит гороховый суп, как ребенок поймет, что это вкусно.

   Для ребенка наиболее близким человеком, образцом для подражания всегда выступает мать, на втором месте – отец. Поэтому влияния матери и отца на воспитание вкусовых ощущений, вкусовых привычек, как в сторону позитива (полезные продукты), так и негатива (вредные продукты, вредные пристрастия), намного превосходит влияние других взрослых – бабушек, дедушек, воспитателей.

  • «Моя мама  сказала, что свекла очень полезна».
  • «Мой папа сказал, что каша — это гадость».

Мнения родных для них дорого, ведь так сказал папа.

Малыши впечатлительны, доверчивы и внушаемы. Поэтому, если взрослые члены семьи подают пример излишней разборчивости в пище – это крайне влияет на аппетит ребенка.

  • «Да он же у меня не ест молочное».
  • «Он у меня такой разборчивый в еде».
  • «Он лук крупный  в борще не ест, я его на мясорубке мелю и т.д.».

   Распространенная ошибка заключается в том, что родители слишком легко соглашаются с нежеланием ребенка принимать то или иное блюдо: «Я не хочу, не люблю, не буду, не вкусно».

   Или наоборот легко соглашаются с желаниями ребенка принимать большое количество пищи, уступая его капризам: «Я хочу еще булочки, я еще хочу конфет, чипсов и т.д.»

   Естественно, полезный, да еще и новый продукт или блюдо,  вводимый в рацион ребенка, может вызвать определенную негативную  реакцию.

   Но если вы проявите должный такт и терпение, возьмете за правило убеждать ребенка, объясняя необходимость, полезность продуктов питания, то проблемы будут решены.

   Многие родители жалуются на плохой аппетит.

   Но, если ребенок, к примеру, на завтрак получил достаточно калорийную пищу, в этом случае время обеда придется перенести на позднее время.

  Не забывайте о том, что у ребенка свои порциональные нормы блюд.

  • 1 блюдо – 200 – 250гр.
  • 2 блюдо – 60гр. (мясное) и т.д.

   Давайте ребенку только такое  количество пищи, которое он охотно и без ущерба для здоровья съест.

    Вполне здоровый ребенок отличается обычно хорошим аппетитом и съедает столько, сколько нужно для его возраста.

   Крайне отрицательно влияют на аппетит, на приятное вкушение пищи бесконечные одергивания, типа «не чавкай, не кроши, как ты держишь вилку, у тебя не руки, а крюки».  Милые родители, а у вас, возник бы аппетит, есть в таких условиях?

   На аппетит влияет и самостоятельность, культура еды. Чем увереннее и легче ребенок владеет ложкой, вилкой, ножом, тем меньше затруднений у него вызывает еда. От взрослого требуется терпение, уважение к ребенку. Ловкость, аккуратность приходится не сразу.

   Но если вы приучите ребенка к красивой сервировке стола, удобной посуде, сменяемой после каждого блюда, пользованием салфеткой, то вы решите проблему культуры поведения за столом.