РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ЧЕРЕЗ ИГРЫ
С ПЕСКОМ, ВОДОЙ, КРУПОЙ.
Для ребенка характерны эмоциональная неустойчивость, импульсивность, яркость проявления эмоций.
Задача обеспечения эмоциональной релаксации, снятия эмоционального напряжения, развитие положительных эмоций у детей в нашем центре решается при помощи различных игр и манипуляций с песком, водой и крупой.
Игры с водой.
Вода обладает психотерапевтическими свойствами, способствует релаксации, расслаблению. С другой стороны она может просто развлечь ребенка, поднять эмоциональный настрой. Все это создает благоприятную почву для развития эмоциональной сферы ребенка.
Рекомендуемые материалы для игр с водой:
-пластмассовые и резиновые игрушки (кораблики, лодки, уточки, рыбки);
-предметы из различных материалов (дерева, пластмассы), разного веса, формы, размера, фактуры; природные материалы;
-стаканчики из-под йогуртов, бутылочки с крышками, дырочками на дне, баночки, мерные стаканчики, формочки разных размеров, ведерки и другие пластиковые емкости;
-совки, черпачки, ложечки и другие предметы, которыми можно зачерпывать воду;
-сита, сачки, дуршлаги, лейки, воронки (воронки можно легко изготовить из пластиковых бутылок, срезав верх, отвинтив крышку, можно сделать дырочки на стенках воронки, и тогда вода будет выливаться не только из основного отверстия);
-резиновые и поролоновые губки, полые трубочки, пробки, венчики и многое другое.
Игры с водой:
-переливание воды разными емкостями (ложкой, крышкой, баночкой, кружкой, спринцовкой) и способами (губкой, резиновой перчаткой, воронкой);
-наливание воды в разные емкости (чашку, бутылочку, кастрюльку…);
-веселая рыбалка (вылавливание рыб удочкой с магнитом);
-тонет – не тонет (игры на экспериментирование);
-игры с мыльными пузырями (пускание пузырей с помощью соломинки, воронки; взбивание пены венчиком). “Поймай пузырь на ладошку”, “Чей пузырь больше?”, “Чей пузырь улетит выше, дальше…”;
-игры с заводными плавающими игрушками, мельницей;
Игры с песком, сыпучими материалами.
Эти игры также имеют положительное значение для развития психики ребенка, установления психологического комфорта:
-при взаимодействии с песком, сыпучими материалами стабилизируется эмоциональное состояние;
-развитие мелкой моторики и тактильно-мнемической чувствительности влияет на развитие центра речи в головном мозге ребенка, формирование произвольного внимания и памяти;
-с развитием тактильно-мнемической чувствительности и мелкой моторики ребенок учится прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.
Игры с сыпучими материалами. В своей работе мы используем различную крупу: манную, гречневую, перловую, горох.
Немаловажное значение имеет обучение педагогов и родителей способам, методам и приемам работы с водой, песком и сыпучими материалами, как средствами сохранения эмоционального благополучия у детей. Для работы со взрослыми по этому направлению мы ставим следующие задачи:
-показать значимость применения игр с водой, песком и сыпучими материалами;
— мотивировать взрослых использовать эти игры дома и в детском саду;
-познакомить с разнообразием материалов при организации игр с водой, песком и сыпучими материалами;
-получить практический опыт применения игр и упражнений.
Игры с сыпучими материалами.
— просеивание (горох, манка, сито);
-пересыпание круп (из миски в миску, из чашки в чашку, из стаканчика в стаканчик);
-перекладывание круп (ложкой, рукой, стаканом);
-перебирание (например, смешаны горох и фасоль);
-прятанье и поиск игрушек в крупе (по цветам, дикие и домашние животные, свободная тема);
Поднос с манкой:
-рисование разных дорожек; зигзагообразные и круговые движения ладошками по манке – едет машинка, ползет жук, крутится карусель…
-нажимать на манку кулачками костяшками пальцев – сравнивать, на что похож отпечаток;
-оставлять следы одновременно разным количеством пальцев. Придумать кто оставил следы;
-использование коллажей (форма, цвет, овощи, фрукты, животные).
Игры с песком:
-по очереди делать отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороны;
-скользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);
-выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;
-пройтись ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;
-создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашка, солнышко, дождинки, травка, дерево, ежик и пр.);
-пройтись по поверхности песка отдельно каждым пальцем поочередно правой и левой руками, после — одновременно (сначала только указательным, потом — средним, затем — безымянным, большим, и наконец — мизинчиком);
Игры с песком имеют мощный ресурс. Внешне простые действия — выливание в песочницу воды, перемешивание, вымешивание песочной субстанции, отделение воды от песка, пересыпание и перебирание сухого песка, закапывание мелких игрушек – позволяют стремительно уменьшить внутреннюю тревогу, преодолеть негативизм, снять напряжение, тем самым подготовить почву для конструктивного взаимодействия.
Таким образом, мы считаем, что игры с водой, песком и сыпучими материалами могут быть мощным ресурсом предметно-развивающей среды. Игры с этими материалами оказывают существенное влияние на сохранение эмоционального благополучия, т.к. помогают создать радостное настроение, повышать жизненный тонус, снимать напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей.
ИГРАЙТЕ СО СВОИМИ ДЕТЬМИ И УЧИТЕ ИХ ЖИТЬ!