Развитие мелкой моторики через игры с песком, водой, крупой

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ЧЕРЕЗ ИГРЫ

С ПЕСКОМ, ВОДОЙ, КРУПОЙ.

Для ребенка характерны эмоциональная неустойчивость, импульсивность, яркость проявления эмоций.

Задача обеспечения эмоциональной релаксации, снятия эмоционального напряжения, развитие положительных эмоций у детей в нашем центре решается при помощи различных игр и манипуляций с песком, водой и крупой.

Игры с водой. 

  Вода обладает психотерапевтическими свойствами, способствует релаксации, расслаблению. С другой стороны она может просто развлечь ребенка, поднять эмоциональный настрой. Все это создает благоприятную почву для развития эмоциональной сферы ребенка.

Рекомендуемые материалы для игр с водой:

-пластмассовые и резиновые игрушки (кораблики, лодки, уточки, рыбки);

-предметы из различных материалов (дерева, пластмассы), разного веса, формы, размера, фактуры; природные материалы;

-стаканчики из-под йогуртов, бутылочки с крышками, дырочками на дне, баночки, мерные стаканчики, формочки разных размеров, ведерки и другие пластиковые емкости;

-совки, черпачки, ложечки и другие предметы, которыми можно зачерпывать воду;

-сита, сачки, дуршлаги, лейки, воронки (воронки можно легко изготовить из пластиковых бутылок, срезав верх, отвинтив крышку, можно сделать дырочки на стенках воронки, и тогда вода будет выливаться не только из основного отверстия);

-резиновые и поролоновые губки, полые трубочки, пробки, венчики и многое другое.

Игры с водой:

-переливание воды разными емкостями (ложкой, крышкой, баночкой, кружкой, спринцовкой) и способами (губкой, резиновой перчаткой, воронкой);

-наливание воды в разные емкости (чашку, бутылочку, кастрюльку…);

-веселая рыбалка (вылавливание рыб удочкой с магнитом);

-тонет – не тонет (игры на экспериментирование);

-игры с мыльными пузырями (пускание пузырей с помощью соломинки, воронки; взбивание пены венчиком). “Поймай пузырь на ладошку”, “Чей пузырь больше?”, “Чей пузырь улетит выше, дальше…”;

-игры с заводными плавающими игрушками, мельницей;  

Игры с песком, сыпучими материалами.

 Эти игры также имеют положительное значение для развития психики ребенка, установления психологического комфорта:

-при взаимодействии с песком, сыпучими материалами стабилизируется эмоциональное состояние;

-развитие мелкой моторики и тактильно-мнемической чувствительности влияет на развитие центра речи в головном мозге ребенка, формирование произвольного внимания и памяти;

-с развитием тактильно-мнемической чувствительности и мелкой моторики ребенок учится прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.

Игры с сыпучими материалами. В своей работе мы используем различную крупу: манную, гречневую, перловую, горох.

Немаловажное значение имеет обучение педагогов и родителей способам, методам и приемам работы с водой, песком и сыпучими материалами, как средствами сохранения эмоционального благополучия у детей. Для работы со взрослыми по этому направлению мы ставим следующие задачи:

-показать значимость применения игр с водой, песком и сыпучими материалами;

— мотивировать взрослых использовать эти игры дома и в детском саду;

-познакомить с разнообразием материалов при организации игр с водой, песком и сыпучими материалами;

-получить практический опыт применения игр и упражнений.

Игры с сыпучими материалами.

— просеивание (горох, манка, сито);

-пересыпание круп (из миски в миску, из чашки в чашку, из стаканчика в стаканчик);

-перекладывание круп (ложкой, рукой, стаканом);

-перебирание (например, смешаны горох и фасоль);

-прятанье и поиск игрушек в крупе (по цветам, дикие и домашние животные, свободная тема);

Поднос с манкой:

-рисование разных дорожек; зигзагообразные и круговые движения ладошками по манке – едет машинка, ползет жук, крутится карусель…

-нажимать на манку кулачками костяшками пальцев – сравнивать, на что похож отпечаток;

-оставлять следы одновременно разным количеством пальцев. Придумать кто оставил следы;

-использование коллажей (форма, цвет, овощи, фрукты, животные).

Игры с песком:

-по очереди делать отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороны;

-скользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);

-выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;

-пройтись ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;

-создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашка, солнышко, дождинки, травка, дерево, ежик и пр.);

-пройтись по поверхности песка отдельно каждым пальцем поочередно правой и левой руками, после — одновременно (сначала только указательным, потом — средним, затем — безымянным, большим, и наконец — мизинчиком);

Игры с песком имеют мощный ресурс. Внешне простые действия — выливание в песочницу воды, перемешивание, вымешивание песочной субстанции, отделение воды от песка, пересыпание и перебирание сухого песка, закапывание мелких игрушек – позволяют стремительно уменьшить внутреннюю тревогу, преодолеть негативизм, снять напряжение, тем самым подготовить почву для конструктивного взаимодействия.

Таким образом, мы считаем, что игры с водой, песком и сыпучими материалами могут быть мощным ресурсом предметно-развивающей среды. Игры с этими материалами оказывают существенное влияние на сохранение эмоционального благополучия, т.к. помогают создать радостное настроение, повышать жизненный тонус, снимать напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей.

ИГРАЙТЕ СО СВОИМИ ДЕТЬМИ И УЧИТЕ ИХ ЖИТЬ!