Вопрос-ответ

Вопрос: Почему работа учителя-дефектолога в детском саду не может полностью решить проблемы произношения ребенка?

Ответ:

Бывает так, что ребёнок занимается с учителем — дефектологом несколько месяцев, но эффекта родители не видят, поэтому начинают думать о смене специалиста. В некоторых случаях это приводит к успеху: проходит немного времени, и проблема исчезает. Почему не помогли занятия с первым учителем- дефектологом? Разбираемся вместе.

Чтобы был эффект от занятий, должно совпасть несколько факторов.

Квалификация учителя — дефектолога. Если вы обратились к специалисту, имеющему право на оказание соответствующих услуг, а не к «знакомой, которая своим детям быстро все звуки поставила», то его квалификация подтверждена соответствующими документами. Основы логопедической деятельности он точно знает, практиковать имеет право, поэтому с вероятностью 99,9% сможет решить проблему. Скорость решения зависит от сложности проблемы, опыта и уровня квалификации учителя — дефектолога, но обычно большинство случаев укладывается в средние сроки.

Адаптационный период. Коррекционные  занятия проходят в доброжелательной обстановке, с учетом возрастных и личностных особенностей ребёнка, однако, чтобы малыш привык к формату занятий и смог полноценно взаимодействовать, требуется время. Адаптация может длиться от 1-2 до 3-5 занятий. Это время, когда кажется, что занятия с учителем — дефектологом не помогают, однако на самом деле идёт важный подготовительный этап.

Длительность и регулярность занятий. Родители часто неправильно оценивают длительность занятий с учителем — дефектологом. К примеру, Саша занимался всего 2 недели, и его проблема решена, а мой Миша занимается уже 2 месяца и толку нет. Дело в том, что Саша занимался 5 раз в неделю и всего посетил 10 занятий, а Миша – раз в неделю, из которых две болел и всего посетил 6 занятий. Расстояние между занятиями было большим, Миша плохо к ним адаптировался, стеснялся, поэтому эффективность была низкой.

Мотивация ребёнка. Этот пункт можно было бы поставить на первое место. Если малыш захочет исправить свою речь, он охотно будет заниматься, прислушиваться к учителю — дефектологу и родителям. Но часто ему это не нужно: родители и так его прекрасно понимают, поэтому внутренней мотивации исправить речь  нет. Нужно её искать, создавать искусственно.

Невыявленная патология. Если занятия учителем- дефектологом не помогают слишком долго, есть смысл всесторонне обследовать ребёнка: проверить слух, восприятие речи, исключить неврологическую болезнь и анатомические отклонения. Обычно обследование проводят до начала работы с учителем — дефектологом, но иногда об этом забывают.

Кстати, если первый учитель — дефектолог долго занимался с ребенком и ничего не смог сделать, а второй быстро добился чистого произношения, это не значит, что первый логопед был плохим. Возможно, именно он провел всю подготовительную работу, благодаря которой появился желанный результат.

Вопрос: Каким образом происходит запуск речи у детей дошкольного возраста?

Ответ:

Развитие речи у детей происходит постепенно и состоит из нескольких ключевых этапов.

Первый этап – предречевой период, начинается примерно в 2-3 месяца. В этот период младенцы начинают издавать звуки, кричать, использовать жесты и мимику.

Второй этап – период произношения звуков, начинается примерно в 6 месяцев. Дети начинают произносить и повторять одинаковые слоги, например, «гы», «ля», «га». Это начальный этап формирования речи.

Третий этап – период односложных слов, начинается примерно в 12 месяцев. Дети начинают говорить и понимать простые слова, например, «мама», «дай», «нельзя».

Четвертый этап – период двусложных слов и фраз, начинается примерно в 1,5-2 года. Дети начинают комбинировать несколько слов, чтобы выразить то, что они хотят, например, «дай машинку», «мишка поел».

Пятый этап – период грамматического развития, начинается примерно в 2-3 года. Дети начинают говорить более длинными фразами, но их речь может быть нескладной.

Шестой этап – развитие словарного запаса и связной речи, происходит после 3-4 лет. Дети начинают разговаривать сложными предложениями и рассказывать истории.

Однако все дети развиваются по-разному, поэтому не стоит воспринимать перечисленные этапы речевого развития как жесткую норму. Для того, чтобы речь ребенка правильно развивалась, важно обращать внимание на потребности и особенности ребенка и в случае чего обращаться за помощью к специалисту.

Когда требуется запуск речи?

Для того, чтобы определить, нет ли у ребенка задержки в развитии речи, стоит обращать внимание не только на соответствие его речи нормам развития, но и на другие признаки: на то, как ребенок взаимодействует с окружающими, нет ли у него трудностей в общении, понимает ли он вопросы, которые ему задают, хватает ли ему словарного запаса для общения со сверстниками и взрослыми. Если у ребенка наблюдается несколько из перечисленных признаков, стоит обратиться за консультацией  к учителю — дефектологу.

➥ Особое внимание надо обратить на следующие признаки задержки в речевом развитии:

Если в возрасте 2 месяцев ребенок редко издает звуки и не кричит.

Если в возрасте 6 месяцев ребенок не реагирует на звуки, не улыбается и не повторяет звуки.

Если в возрасте 7-8 месяцев ребенок не реагирует на голоса родителей.

Если в возрасте 10 месяцев ребенок не начинает лепетать.

Если в возрасте 2 лет ребенок не понимает, что его спрашивают, не говорит или использует всего 10-20 слов.

Если в возрасте 3 лет ребенок почти не говорит, его словарный запас состоит всего из 50 слов или его речь трудно понять.

5 причин, почему нужно обращаться к специалисту.

Обследование неговорящего ребенка учителем – дефектологом.

Специалист оценит уровень речевого развития ребенка, установят наличие задержек или нарушений и определят причины этих проблем.

Раннее вмешательство

Раннее вмешательство увеличивает шансы на успешную коррекцию речи и поможет предотвратить ухудшение проблем с речью.

Индивидуальный подход

Специалисты разрабатывают индивидуальный план логопедического запуска речи, учитывая особенности и потребности конкретного ребенка.

Советы родителям

Специалисты дадут советы по общению и взаимодействию с ребенком, объяснят, как создать стимулирующую речевую среду дома, дадут рекомендации по чтению книг, играм и другим активностям, которые будут способствовать развитию речи.

Коррекция и развитие

Специалисты помогут ребенку улучшить произношение звуков, расширить словарный запас, улучшить грамматику и связную речь.

Какие есть методики запуска речи?

Запуск речи логопедом или учителем — дефектологом осуществляется с использованием различных методик:

Игровой подход

Для стимуляции речевого развития задействуют игры, которые позволяют ребенку использовать слова и фразы, помогают ему развить коммуникативные навыки.

Использование визуальных средств

Карточки с картинками, кубики или магнитные доски с буквами помогают ребенку запоминать буквы, учить новые слова и сопоставлять их с образами и предметами.

Моделирование речи

Очень важно, чтобы у ребенка был пример того, как правильно разговаривать. Один из способов – можно повторять фразы, которые произносит ребенок, и раскрывать их. Например, ребенок говорит «машинка», а родители отвечают ему «да, это большая красная машинка».

Повторение и подражание

Когда ребенок повторяет слова за взрослыми, он лучше усваивает связь между звуками и их значением.

Использование жестов и мимики

Эти способы коммуникации помогают ребенку лучше выражать то, что он хочет сказать. Это особенно важно, когда у ребенка нет необходимого словарного запаса или четкого произношения.

Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения

Гимнастика и упражнения нужны, когда у ребенка проблемы с произношением слов и звуков. Упражнения способствуют более четкому и понятному произношению.

Использование коммуникативных технологий

В тех случаях, когда у ребенка большие трудности с речью, используют альтернативные и дополнительные средства коммуникации (АСК). АСК – специальные программы или приложения, которые помогают ребенку сказать то, что он хочет, с помощью символов, изображений или звуков.

Вопрос: Нужен ли ребёнку учитель-дефектолог (логопед)?

Ответ:

Самостоятельно оцените состояние речи Вашего ребенка.

Прочтите данные утверждения и поставьте напротив утверждения, с которым Вы согласны его порядковый номер.

Если Вы не согласны с данным утверждением — поставьте цифру 0.

Тест

1.У членов нашей семьи есть недостатки произношения.

2.Первое слово наш ребёнок произнёс позже 1 года.

3.Малыш плохо жуёт и не любит твёрдую пищу (морковь, яблоко и др.)

4.Наш ребёнок свободно говорит не только на русском языке.

5.Наш ребёнок так быстро тараторит, что иногда мы не понимаем, о чём он говорит.

6.Медленная речь нашего ребёнка заставляет меня нервничать.

7.Ребёнок говорит очень громко (или очень тихо).

8.У нашего ребёнка не получается выговаривать длинные слова.

9.Малышу с трудом удаётся заучивать стихи.

10.Некоторые буквы и цифры он пишет в обратную сторону.

11.Нашему ребёнку уже 6 лет, а он никак не может запомнить буквы.

12. В речи ребёнок допускает грамматические ошибки   (Длинные ухи. Много стулов. Моя яблоко).

13.Наш ребёнок не выговаривает некоторые звуки.

14.Мы столько раз читали эту сказку, а ребёнок не может её рассказать!

15.Часто окружающие просят «перевести», что сказал наш малыш.

17.Наш ребёнок заикается.

18.Меня настораживает, тот факт, что ребёнок 3-4 раза повторяет одно и то же слово, прежде чем высказать свою мысль.

Общее количество баллов:

Если Вы набрали от 0 до 4 — у вас нет причин для беспокойства.

От 5 до 9 — рекомендуем проконсультироваться у логопеда.От 10 и больше — необходимо срочно обратиться за помощью к логопеду!

Вопрос: Как поставить и автоматизировать звук «Р» в домашних условиях?

Ответ:

   Если исключить неправильное произношение, связанное с дефектами строения органов артикуляционного аппарата (короткая подъязычная уздечка, слишком большой язык, высокое нёбо и т.д.), если речь идёт о замене звука «р» на другой (например, рама – лама, рак – вак), то родители могут справиться самостоятельно. Однако исключать работу логопеда не следует. При условии регулярных занятий со специалистом и выполнения упражнений с малышом в домашних условиях велика вероятность, что звук автоматизируется быстрее.

   Постановка любого звука начинается с артикуляционной гимнастики. Выполнять её можно в домашних условиях. Желательно ежедневно в течение 5-10 минут перед зеркалом. Каждое упражнение делается от 5 до 15 раз. Все сразу упражнения выполнять не нужно, ребёнок устанет. Выбирайте несколько и приступайте к гимнастике.

Л.А. Комарова для постановки звука «р» даёт следующие упражнения:

«Заборчик» – улыбнуться, чтобы были видны зубы. Удерживать данное положение несколько секунд.

«Лопаточка» – открыть рот и положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. «Лопатка» заносится в рот.

«Чашечка» – широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Средняя часть языка прогнута, боковые края загнуты кверху.

«Лошадка» – язык присосать к нёбу и затем отлепить со звуком. Языком щёлкать медленно и сильно. Нижняя челюсть неподвижна.

«Грибок» – рот широко открыть, язык присосать к нёбу и зафиксировать в таком положении на несколько секунд.

«Вкусное варенье» – широким языком облизывать верхнюю губу, оставляя нижнюю челюсть неподвижной.

«Качели» – рот широко открыт. Тянуться языком то к носу, то к подбородку.

«Конфета» – язык упирается попеременно то в правую, то в левую щеку.

«Почистим зубы» – кончиком языка «чистить» нижние зубы с внутренней стороны. Нижняя челюсть неподвижна.

«Гармошка» – язык «приклеивается» к нёбу, открывать и закрывать рот. Губы растянуты в улыбке, язык остаётся прикреплённым кверху.

«Барабанщик» – кончик языка находится за верхними зубами, быстро произносить «ддд»… и стучать языком.

«Индюк» – широким кончиком языка проводить по верхней губе вперёд-назад и произносить «бл-бл-бл».

   После проведения подготовительной гимнастики рекомендуется поработать над развитием воздушной струи: для постановки звука «р», необходимо иметь сильный выдох.

Предлагаем несколько упражнений.

1.Задувание свечек.

2.Надуть щёки и «лопнуть» шарик  нажатием ладошек.

3.Футбол (В домашних условиях сделать две башенки из конструктора, скатать небольшой шарик из ватки – это мяч. Ребёнок дует на мяч, стараясь попасть в ворота).

4. Мыльные пузыри (В высокий стаканчик (подойдет пластиковый) налить небольшое количество воды и добавить несколько капель жидкого мыла. Попросить ребёнка подуть в соломенную трубочку. В процессе  образуются мыльные пузыри.).

5.Кораблики (Наполнить большую чашу водой, опустить туда бумажный кораблик. Дуть на кораблик, чтобы он причалил к противоположному берегу).

6.Дуть на вертушку или бумажный листик/бабочку, привязанные верёвочкой к карандашу или соломенной трубочке;

7.Снежинки (Положить ребёнку кусочек ватки на кончик носа и попросить её сдуть. Ватка улетит, как только малыш правильно поставить язык – он должен быть поднят вверх, края загнуты.

3 способа постановки звука «р»

1. Постановка от звука «д».

Самый распространённый способ. Рот широко открыт, кончик языка поднят за верхние зубы к альвеолам. Просим ребёнка произносить «ддд» или «ттт» сначала медленно, затем темп постепенно ускоряется. Когда малыш привыкнет удерживать язык в нужном положении, то при многократном произнесении «д» чистым пальцем или ватной палочкой стараемся производить быстрые движения слева-направо под языком для выработки вибрации. Данное упражнение следует повторять до тех пор, пока кончик языка не начнёт вибрировать, и вы не услышите «др» (без механической помощи).

При закреплении звука следует закрепить его в слогах: ДРА, ДРО, ДРУ, ДРЭ, ДРЫ, ТРА, ТРО, ТРУ, ТРЭ, ТРЫ. После идёт отработка в словах, начинающихся с «помощников»: драка, друзья, драчун, трава, трасса и т.д. После стараемся завести мотор без помощников, чтобы получился отчётливый «ррр». Отработка произношения начинается со слогов, где «р» стоит в начале, далее – «р» в середине и потом – в конце слогов и слов. После того как звук закрепляется в разных позициях, его произношение автоматизируется в предложениях, чистоговорках, стихотворениях, текстах.

2. Механическая постановка звука «р».

Поставить звук можно с помощью зонда. Просим ребёнка поднять язычок наверх и произнести «ззз». В этот момент проводим зондом/ватной палочкой/чистым пальцем под языком из стороны в сторону. В итоге слышен звук «р». После его постановки закрепляем звук по выше изложенной схеме: «р» в начале слова, в середине и в конце.

3. Постановка от звука «ж».

Просим на выдохе произнести длительное «жжж», язычок должен быть немного в глубине рта. При выполнении этого упражнения вы должны услышать звук «р». (Помочь выработке вибрации кончика языка так же можно с помощью чистого пальца или ватной палочки.) Далее действуйте по схеме: закрепление изолированного звука, автоматизация звука в слогах, словах, предложениях и текстах.

При постановке звука «р» и его автоматизации в речи мягкий «рь» обычно появляется спонтанно.

Следует обращать внимание, что постановка звука идёт в неразрывной связи с развитием речи в целом. Ставится не только звук, но и формируется фонематический слух, например, в таких заданиях, как «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «р»», «Определи, где ты слышишь «р»: в начале, середине или в конце слова». Это и формирование грамматического строя языка, когда малыш выполняет упражнения на словоизменение, например, «один-много»: рак – раки, рама – рамы.

Какой литературой можно воспользоваться

«Альбом дошкольника. Автоматизация звука «р» в игровых упражнениях», автор Л.А. Комарова. Автор в игровой форме преподносит материал: лабиринты, «Четвёртый лишний», замена картинок словами и т.д. Кроме того, для выполнения упражнений Л.А. Комарова предусмотрела использование бумажных персонажей: муравей, ворона, дракон, волшебная палочка, фотоаппарат и экран. Их нужно предварительно вырезать.

Домашняя логопедическая тетрадь «Учим звуки [Р] и [Р’]», авторы

 Е.А. Азова, О.О. Чернова. Ребёнка сопровождают персонажи тетради, это Иришка, Речевичок и щенок. В тетради много упражнений на словоизменение, развитие мелкой моторики (обведи рисунок по точкам), разделение слов на слоги, пересказ текстов.

Дидактический материал «Говорю правильно Р и Р’», автор О.Е. Громова. В книжке представлен проиллюстрированный лексический материал для автоматизации произношения твёрдого и мягкого «р».

Рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звука «р» «Логопедические игры. День рождения Р», авторы И.В. Баскакина, М.И. Лынская. Материал предлагается в игровой форме. Упражнения помогают не только автоматизировать звук, но и развивают зрительное восприятие, память, знакомят с графическим символом «р», учат пересказывать тексты по схеме.

Подведём итоги. Если вас что-то смущает в произношении ребёнка, то сходите на консультацию к логопеду, даже если окружающие говорят, что вам ещё рано. Каждый ребёнок индивидуален: у кого-то звук появляется в течение нескольких месяцев, а кто-то может произносить «р» на занятиях, но в повседневной речи не использовать (возможно, хочется привлечь к себе внимание, особенно, если есть младшие в семье).

Большую роль играет, мотивация: когда ребёнок осознаёт, что говорит неправильно и хочет это исправить, то процесс коррекции идёт намного быстрее.

Вопрос: Нужен ли ребёнку учитель-дефектолог (логопед)?

Ответ:

Самостоятельно оцените состояние речи Вашего ребенка.

Прочтите данные утверждения и поставьте напротив утверждения, с которым Вы согласны его порядковый номер.

Если Вы не согласны с данным утверждением — поставьте цифру 0.

Тест

1.У членов нашей семьи есть недостатки произношения.

2.Первое слово наш ребёнок произнёс позже 1 года.

3.Малыш плохо жуёт и не любит твёрдую пищу (морковь, яблоко и др.)

4.Наш ребёнок свободно говорит не только на русском языке.

5.Наш ребёнок так быстро тараторит, что иногда мы не понимаем, о чём он говорит.

6.Медленная речь нашего ребёнка заставляет меня нервничать.

7.Ребёнок говорит очень громко (или очень тихо).

8.У нашего ребёнка не получается выговаривать длинные слова.

9.Малышу с трудом удаётся заучивать стихи.

10.Некоторые буквы и цифры он пишет в обратную сторону.

11.Нашему ребёнку уже 6 лет, а он никак не может запомнить буквы.

12. В речи ребёнок допускает грамматические ошибки   (Длинные ухи. Много стулов. Моя яблоко).

13.Наш ребёнок не выговаривает некоторые звуки.

14.Мы столько раз читали эту сказку, а ребёнок не может её рассказать!

15.Часто окружающие просят «перевести», что сказал наш малыш.

17.Наш ребёнок заикается.

18.Меня настораживает, тот факт, что ребёнок 3-4 раза повторяет одно и то же слово, прежде чем высказать свою мысль.

Общее количество баллов:

Если Вы набрали от 0 до 4 — у вас нет причин для беспокойства.

От 5 до 9 — рекомендуем проконсультироваться у логопеда.

От 10 и больше — необходимо срочно обратиться за помощью к логопеду!

 Вопрос: В каком возрасте пора показать ребенка учителю — дефектологу?

Ответ:

Мнение, что ребенка надо приводить на прием к учителю — дефектологу к пяти годам, в настоящее время уже устарело. Дело в том, что к этому возрасту речь ребенка уже во многом сформирована, а наиболее благоприятным периодом для развития речи является возраст 2-3 года. Именно в этом возрасте надо поинтересоваться, все ли хорошо у вашего ребенка с речью. И даже если учитель — дефектолог в поликлинике скажет, что развитие ребенка соответствует возрасту, надо ежегодно посещать логопедический кабинет, чтобы отслеживать динамику формирования речи.  Ведь то, что является нормой в три года, в четыре уже является отставанием. Если же у мамы были проблемы во время беременности или родов, ребенок наблюдался у невропатолога, то в этом случае надо особенно внимательно следить за становлением речи. Тогда маме не придется слышать так часто задаваемый логопедами вопрос: «А где вы были все это время?»

Вопрос: Может ли мама сама определить, нужен ли ребенку учитель — дефектолог?  

Ответ:

Если к 2,5 годам у ребенка не формируется элементарной фразовой речи, считается, что темп его речевого развития отстает от нормы. Трехлетний ребенок употребляет в предложении простые предлоги ( на, в, под, за, с, из) и союзы потому что, если, когда. В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, из-за, из-под, союзы что, куда, сколько. К этому времени появляются свистящие звуки (с, з, ц), ы, э, несколько позднее — шипящие (ш, ж, ч, щ). Звуки р, л обычно появляются к 5-5,5 годам. К пяти годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь, пользуется обобщающими понятиями («одежда», «овощи» и т.д.). Если речь вашего ребенка значительно отличается от этих норм, следует обратиться к специалисту. Однако очень часто родители привыкают к речи своего ребенка и не замечают многих проблем в его развитии, особенно если этот ребенок единственный в семье. Поэтому рекомендуется первый раз посетить учителя — дефектолога поликлиники в три года и затем ежегодно посещать с профилактической целью. Если же лепет у вашего ребенка угас, а первые слова не появились и к 2 годам, то обратиться за помощью следует раньше. 

Вопрос: Могут ли родители сами исправить речь своего ребенка?

Ответ:

Несомненно, трудно переоценить роль матери или других близких людей в развитии речи ребенка. В настоящее время появилась масса книг, помогающих родителям развивать речь ребенка.

Иногда бывает достаточно привлечь внимание ребенка к правильному произнесению звука, чтобы получить положительный эффект. В других случаях предварительно необходимо развить артикуляционную мускулатуру с помощью артикуляционной гимнастики (узнайте у учителя- дефектолога как правильно ее выполнять).

Однако если, несмотря на ваши усилия, ребенок в течение месяца занятий так и не научился правильно произносить звуки, лучше всего обратиться к профессионалу. Дальнейшие попытки исправить произношение могут усугубить проблему, например, закрепить у ребенка неправильное произношение или вовсе отбить охоту заниматься. Особое внимание уделяйте собственной речи, т.к. для детей в возрасте от 1 года до 6-ти лет речь родителей является образцом для подражания и служит основой последующего речевого развития.

Важно придерживаться следующих правил:

— нельзя «сюсюкать» с ребенком, т.е. говорить лепетным языком или искажать звукопроизношение, подражая речи ребенка;

— желательно, чтобы ваша речь была всегда четкой, умеренной по темпу;

— общаясь с ребенком, не перегружайте свою речь труднопроизносимыми для детей словами, непонятными выражениями, оборотами. Фразы должны быть достаточно простыми. Перед чтением книжки, сказки новые, незнакомые слова, встречающиеся в тексте, нужно не только объяснить ребенку в доступной его пониманию форме, но и проиллюстрировать: рассмотрите яркую картинку, сходите на экскурсию и т.п.

— ребенка нельзя наказывать за ошибки в речи, передразнивать его или раздраженно поправлять. Полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту. 

Вопрос: Как попасть на занятия к учителю —  дефектологу?

Ответ:

В детском саду учитель — дефектолог занимается только с детьми, зачисленными в пункт коррекционно — педагогической помощи (далее-ПКПП). Для зачисления в   ПКПП необходимо  пройти обследование в Центре коррекционно-развивающего обучения  и развития  г. Витебска  (Ул. 26 июня дом 5). Учитель — дефектолог в детском саду может проконсультировать родителей о процедуре зачисления в пункт коррекционно — педагогической помощи  и необходимости дальнейшей коррекционной работы.

Вопрос: Чем занимается учитель — дефектолог?

Ответ:

Вопреки распространенному мнению учитель — дефектолог не только «ставит» звуки. Работа учителя – дефектолога в ПКПП начинается с развития у детей внимания, зрительного и слухового восприятия (узнавания и различения), памяти и мышления. Без этого невозможно наладить полноценный образовательный процесс. В задачи учителя – дефектолога входит расширение и обогащение словарного запаса детей, исправление грамматических ошибок, развитие связной речи и обучение грамоте. Кроме методик коррекции устной и письменной речи, учитель – дефектолог знаком с основами невропатологии, психопатологии, патологии органов слуха и речи.  

Вопрос: Не ухудшится ли речь моего ребенка от общения с детьми с плохим произношением?

Ответ:

Нельзя полностью исключить вероятность того, что на начальном этапе ребенок может подражать какому-либо ребенку, с которым проводит значительную часть времени, и чья речь значительно хуже его. Но это происходит редко и по мере обучения и собственные, и приобретенные ошибки будут исчезать.

Вопрос: Может ребенок перерастет речевые проблемы, если останется в окружении нормально говорящих сверстников?

Ответ:

Безусловно, нормальная языковая среда благотворно влияет на формирование речи ребенка. Однако далеко не всегда ребенок может справиться с проблемами самостоятельно. Доказательством тому служат взрослые, имеющие проблемы с речью. Поэтому, если у вашего ребенка настолько выражены нарушения в развитии речи, что ему рекомендуется логопедическая группа, не стоит рисковать его будущим.

Вопрос: Моему старшему ребенку логопед помог за шесть занятий, так стоит ли идти в специализированную логопедическую группу?

Ответ:

Нарушение речи может выражаться только в неправильном произношении звуков (дислалия). В этом случае достаточно обратиться к учителю — дефектологу  ПКПП детского сада. Процесс коррекции речи при таком нарушении может занять от одного месяца до года в зависимости от количества неправильно произносимых звуков и индивидуальных особенностей ребенка. При общем недоразвитии речи (ОНР) нарушены не только звуки (иногда до 16 и более). Нарушена слоговая структура слов: «петерь» — теперь, «масалет» — самолет, «агат» — виноград. Словарь бедный, часто допускаются словесные замены: каска – «шапка», донышко – «подошва», пила – «нож». Ребенок с трудом строит фразу, при этом часто с грамматическими ошибками. Коррекция таких нарушений речи возможна только при ежедневном комплексном медико-педагогическом воздействии в условиях специализированной группы и может занять до 2-3 лет и более. 

Вопрос: Станет ли мой ребёнок «как все»?

Ответ:

Родители часто спрашивают, сможет ли ребенок исправить все имеющиеся нарушения. Результат коррекционной работы зависит от многих факторов: степени выраженности нарушений, наличия сопутствующих заболеваний, своевременности оказания помощи и регулярности занятий, комплексности воздействия, заинтересованности самого ребенка и родителей в исправлении нарушений. Во многих случаях процесс коррекции занимает не один год и требует большого терпения от всех участников процесса. Дети с нарушениями развития, безусловно, нуждаются в квалифицированной помощи коррекционного педагога. Но в не меньшей степени они нуждаются в адекватной помощи родителей. При отсутствии достаточно эффективной и ранней диагностики развития ребенка, именно родители должны, заподозрив отставание или нарушение развития ребенка, обратиться за помощью к специалистам и сами активно включится в работу. Ведь никто лучше мамы и папы не найдет подхода к ребенку и никто так не заинтересован в конечном результате.

Вопрос: Не помешает ли обучение в пункте коррекционно — педагогической помощи  поступить в гимназию?

Ответ:

Факт посещения ребенком пункта коррекционно- педагогической помощи не фиксируется в каком-либо документе, предъявляемом при поступлении в школу, и не является противопоказанием для обучения в массовой школе. Если ребенок преодолеет свои речевые проблемы к моменту поступления в школу, и у него будут соответствующие способности, он может поступать в любое учебное заведение. А вот вовремя не исправленные проблемы с речью помешают успешной учебе. 

Вопрос: У ребенка в медицинской карте стоит диагноз ЗРР. Что это?

Ответ:

Диагноз «задержка речевого развития» (ЗРР) означает, что развитие речи у ребенка идет медленнее, чем положено. Это может быть обусловлено наследственными причинами (папа или мама тоже поздно начали говорить), частыми болезнями ребенка. В этом случае все силы организма уходят на борьбу с болезнью, а не на развитие, в том числе и речи. Задерживаться развитие речи может и в том случае, если с ребенком мало разговаривают, читают. Компьютер и телевидение не помогают формированию речи. На начальных этапах речевого развития ребенок должен не только слышать речь, но и видеть артикуляцию взрослого. Речь должна быть простой, четкой и доступной. Если задержка развития речи обусловлена этими причинами, вмешательства специалиста не требуется. Достаточно создать ребенку благоприятные условия для развития.

Однако бывает, что задержка развития речи вызвана вредными воздействиями во время беременности, родов или в первые годы жизни ребенка (стрессы, инфекции, травмы и многое другое), о которых родители иногда и не догадываются. В этом случае развитие речи не только запаздывает, но и нарушается. Здесь уже не обойтись без медицинской и педагогической помощи. ЗРР ставится обычно детям до 3-3,5 летнего возраста. После этого возраста, а иногда и раньше, если речь ребенка по-прежнему не соответствует возрастной норме, можно говорить не о задержанном, а о нарушенном развитии речи. В этом случае необходимо обратиться к неврологу и учителю- дефектологу. 

Вопрос: Как правильно учить ребенка читать и писать?

Ответ:

В основе обучения чтению — не буква, а звук. Прежде чем показать ребенку новую букву, например М, следует научить его находить на слух звук [м] в слогах, словах. На первых порах следует называть и звуки, и соответствующие им буквы одинаково — [м], [б], а не эм или бэ. Говоря так, мы произносим два звука — [э] и [м]. Это только путает детей. Другая грубая ошибка заключается в побуквенном чтении, т. е. ребенок сначала называет буквы: М А — и только после это­го складывает сам слог: МА. Этот навык неправильно­го чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом. Если ребенок и сможет таким способом прочитать слова из трех-четырех букв, то чтение более сложных слов окажется недоступным. Правильное чтение — это чтение слогами (пока не будет сформировано беглое чтение). Пусть поначалу ребенок долго тянет первую букву слога, пока не распознает следующую букву. Главное, чтобы он не останавливался после первой буквы, слитно прочел буквы слога. В первую очередь детей учат читать слоги типа АП, УТ, ИК и т.п. Затем переходят к слогам типа МА, НО, ВУ. После того, как будет достаточно автоматизирован навык чтения слогов, переходят к чтению слов типа МАК, ЛУНА, ПАЛКА и т.д. по нарастанию сложности слов. Если в устной речи ребенок заменяет некоторые звуки, например [Ш] на [С] («сапка») или [Р] на [Л] («лыба»), не рекомендуется учить с ним соответствующие буквы, пока не будет полностью исправлено звукопроизношение. В противном случае у ребенка может сформироваться неправильная связь между звуком и обозначающей его буквой.

Вопрос: Ребенок в 2 года знал все буквы, но никак не научится читать.

Ответ:

Чтобы овладеть аналитико-синтетическим способом чтения (этим способом учат читать в детском саду и школе) не достаточно знать все буквы. Нужно, чтобы ребенок мог разложить услышанное слово на звуки (анализ) и соединить звуки в слоги, а слоги в слова (синтез). Такой навык формируется не раньше 4 лет при условии систематических занятий. Можно научить читать и раньше 4-х лет методом глобального чтения. При этом ребенок запоминает образ целого слова, не расчленяя его на составные части. Однако вряд ли можно рассчитывать, что ребенок сможет запомнить большое количество слов. К тому же методом глобального чтения можно читать только знакомые слова и предложения. 

Вопрос: Может ли у моего ребенка появиться заикание?

Ответ:

Заикаются примерно 2% детей, т.е. один из пятидесяти. Причем заикание у мальчиков встречается в четыре раза чаще, чем у девочек. Обычно заикание возникает в период от 2 до 5 лет. Очень часто родители считают причиной испуг, болезнь или другой стресс. На самом деле многие дети пугаются животных или чего-то другого, но заикания при этом не возникает. Следовательно, истинная причина в ослабленности центральной нервной системы ребенка, а испуг послужил лишь пусковым механизмом. Спровоцировать заикание может внезапное изменение в худшую сторону обстановки в семье, режима. Нередки случаи заикания у детей с рано развившейся речью, родители которых читают им слишком много стихов, сказок, обращаются с постоянными просьбами: «расскажи», «повтори», часто заставляют говорить напоказ.

Одной из распространенных причин появления заикания у детей является непосильная для них речевая нагрузка (повторение непонятных и трудных слов; декламация сложных по содержанию и больших по объему стихотворений; запоминание сказок, рассказов, не соответствующих возрасту и развитию ребенка). Иногда у детей, поздно начавших говорить (в возрасте около трех лет), одновременно с бурным развитием речи возникает и заикание. Заикание также может появляться у детей с замедленно формирующейся двигательной сферой. Такие дети неловки, плохо себя обслуживают, вяло жуют, у них недостаточно развита мелкая моторика рук (сила, ловкость, подвижность кисти и пальцев рук). Таким детям не рекомендуется много смотреть телевизор, особенно на ночь.

 Не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр телепередач и т.п.) в период выздоровления после перенесенного заболевания. Несоблюдение режима и требований правильного воспитания в это время может легко привести к возникновению заикания. Нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно темном. Перед сном лучше играть в тихие, спокойные игры. Не пытайтесь добиться ответа у ребенка, когда он плачет, судорожно всхлипывая. Это может спровоцировать заикание. Сначала успокойте его.  Заикание иногда может возникнуть по подражанию, если кто-то в окружении ребенка заикается. Чтобы вовремя помочь ребенку, очень важно не пропустить первые признаки заикания: ребенок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить (это может длиться от двух часов до суток, после чего ребенок вновь начинает говорить, но уже, заикаясь.); употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и); повторение первых слогов или целых слов в начале фразы; вынужденные остановки в середине слова, фразы; затруднения перед началом речи. При возникновении первых признаков заикания надо обратиться к психоневрологу.