Родителям

Консультация для родителей «Адаптация ребёнка к условиям детского сада»

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период.

Адаптация – от латинского «приспособляю» — это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.

Приспособление организма к новым условиям социального существования, к новому режиму сопровождается изменениями поведенческих реакций расстройством сна, аппетита. Наиболее сложная перестройка организма происходит в начальные период адаптации, который может затянуться и перейти в дезадаптацию, что в приведет к нарушению здоровья, поведения, психики ребенка.

Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма.

Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим постепенный переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение.

Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода

1. Возраст.

2. Состояние здоровья

3. Уровень развития.

4. Умение общаться со взрослыми и сверстниками.

5. Сформированность предметной и игровой деятельности.

6. Приближенность домашнего режима к режиму детского сада.

Как родители могут помочь своему ребенку в период адаптации к ДУ

1. По возможности расширять круг общения ребенка, помочь ему преодолеть страх перед незнакомыми людьми, обращать внимание ребенка на действия и поведение по сторонних людей, высказывать положительное отношение к ним.

2. Помочь ребенку разобраться в игрушках: использовать сюжетный показ, совместные действия, вовлекать ребенка в игру.

3. Развивать подражательность в действиях: «полетаем, как воробушки, попрыгаем как зайчики».

4. Учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего.

5. Не высказывать сожаления о том, что приходится отдавать ребенка в дошкольное учреждение. Некоторые родители видят, ребенок недостаточно самостоятелен в группе, например, не приучен к горшку. Они пугаются и перестают водить в детский сад. Это происходит оттого, что взрослые не готовы оторвать ребенка от себя.

6. Приучать к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий.

К моменту поступления в детский сад ребенок должен уметь;

— самостоятельно садиться на стул;

— самостоятельно пить из чашки;

— пользоваться ложкой;

— активно участвовать в одевании, умывании.

Наглядным примером выступают, прежде всего, сами родители.

Требования к ребенку должны быть последовательны и доступны.

Тон, которым сообщается требование, выбирайте дружественно-разъяснительный, а не повелительный.

Если ребенок не желает выполнять просьбы, вызвал у вас отрицательное переживания, сообщите ему о своих чувствах: мне не нравится, когда дети хнычут; я огорчена; мне трудно.

Нужно соразмерять собственные ожидания с индивидуальными возможностями ребенка.

Важно также постоянно поощрять ребенка, давать положительную оценку хотя бы за попытку выполнения просьбы.

Планируйте свое время так, чтобы в первые 2-4 недели посещения ребенка детского сада у вас была возможность не оставлять его на целый день. А в первые дни вам необходимо находиться рядом с телефоном и недалеко от территории детского сада.

В период адаптации важно предупреждать возможность утомления или перевозбуждения, необходимо поддерживать уравновешенное поведение детей.

Для этого не посещайте людные места, не принимайте дома шумные компании, не перегружайте ребенка новой информацией, поддерживайте дома спокойную обстановку.

Поскольку при переходе к новому укладу жизни у ребенка меняется все: режим, окружающие взрослые, дети, обстановка, пища – очень хотелось бы, чтобы воспитатели к моменту прихода нового ребенка в группу знали как можно больше о его привычках и старались по возможности создать хоть некоторые условия, схожие с домашними (например, посидеть с ребенком перед сном на кровати, попросить убрать игрушки, предложить поиграть в лото.)

Скорее всего, ваш ребенок прекрасно справится с изменениями в жизни. Задача родителей-быть спокойными, терпеливыми, внимательными и заботливыми. Радоваться при встрече с ребенком, говорить приветливые фразы: я по тебе соскучилась; мне хорошо с тобой. Обнимайте ребенка как можно чаще.

Условия уверенности и спокойствия ребенка – это систематичность, ритмичность и повторяемость его жизни, т. е, четкое соблюдение режима.

Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ

1. Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.

2. Наличие у ребенка своеобразных привычек.

3. Неумение занять себя игрушкой.

4. Несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков.

5. Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми. Взрослым необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении. Им свойственно быстро заражаться сильными как положительными, так и отрицательными эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности и должны использоваться вами при подготовке ребенка в детский сад.

Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в детском саду ребенок приобрел при поддержке близкого человека.

Как родители могут помочь своему ребенку в период адаптации к ДУ

1. По возможности расширять круг общения ребенка, помочь ему преодолеть страх перед незнакомыми людьми, обращать внимание ребенка на действия и поведение по сторонних людей, высказывать положительное отношение к ним.

2. Помочь ребенку разобраться в игрушках: использовать сюжетный показ, совместные действия, вовлекать ребенка в игру.

3. Развивать подражательность в действиях: «полетаем, как воробушки, попрыгаем как зайчики».

4. Учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего.

5. Не высказывать сожаления о том, что приходится отдавать ребенка в дошкольное учреждение. Некоторые родители видят, ребенок недостаточно самостоятелен в группе, например, не приучен к горшку. Они пугаются и перестают водить в детский сад. Это происходит оттого, что взрослые не готовы оторвать ребенка от себя.

6. Приучать к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий.

К моменту поступления в детский сад ребенок должен уметь;

— самостоятельно садиться на стул;

— самостоятельно пить из чашки;

— пользоваться ложкой;

— активно участвовать в одевании, умывании.

Наглядным примером выступают, прежде всего, сами родители.

Требования к ребенку должны быть последовательны и доступны.

Тон, которым сообщается требование, выбирайте дружественно-разъяснительный, а не повелительный.

Что делать, если ребенок плачет при расставании с родителями

1. Рассказывайте ребенку, что ждет его в детском саду.

2. Будьте спокойны, не проявляйте перед ребенком своего беспокойства.

3. Дайте ребенку с собой любимую игрушку или какой-то домашний предмет.

4. Принесите в группу свою фотографию.

5. Придумайте и отрепетируйте несколько разных способов прощания (например, воздушный поцелуй, поглаживание по спинке.)

6. Будьте внимательны к ребенку, когда забираете его из детского сада.

7. После детского сада погуляйте с ребенком в парке, на детской площадке. Дайте ребенку возможность поиграть в подвижные игры.

8. Устройте семейный праздник вечером.

9. Демонстрируйте ребенку свою любовь и заботу.

10. Будьте терпеливы.

Что делать, если…

Что делать, если ребенок начал ходить в детский сад

1. Установите тесный контакт с работниками детского сада

2. Приучайте ребенка к детскому саду постепенно.

3. Не оставляйте ребенка в саду более чем на 8 часов.

4. Сообщите воспитателям о привычках и склонностях ребенка.

5. С 4-го по 10-й день лучше сделать перерыв в посещении детского сада.

6. Поддерживать дома спокойную обстановку.

7. Не перегружайте ребенка новой информацией.

8. Будьте внимательны к ребенку, заботливы и терпеливы.

Что делать, если ребенок плачет при расставании с родителями

1. Рассказывайте ребенку, что ждет его в детском саду.

2. Будьте спокойны, не проявляйте перед ребенком своего беспокойства.

3. Дайте ребенку с собой любимую игрушку или какой-то домашний предмет.

4. Принесите в группу свою фотографию.

5. Придумайте и отрепетируйте несколько разных способов прощания (например, воздушный поцелуй, поглаживание по спинке.)

6. Будьте внимательны к ребенку, когда забираете его из детского сада.

7. После детского сада погуляйте с ребенком в парке, на детской площадке. Дайте ребенку возможность поиграть в подвижные игры.

8. Устройте семейный праздник вечером.

9. Демонстрируйте ребенку свою любовь и заботу.

10. Будьте терпеливы.

Что делать, если ребенок не хочет идти спать

1. Замечайте первые признаки переутомления (капризничает, трет глаза, зевает.)

2. Переключайте ребенка на спокойные игры (например, совместное рисование, сочинение историй), попросите ребенка говорить шепотом, чтобы не разбудить игрушки.

3. Во время вечернего туалета дайте ребенку возможность поиграть с водой.

4. Оставайтесь спокойным, не впадайте в ярость от непослушания ребенка.

5. Погладьте ребенка перед сном, сделайте ему массаж.

6. Спойте ребенку песенку.

7. Пообщайтесь с ребенком, поговорите с ним, почитайте книгу.

Что делать, если ребенок не хочет убирать за собой игрушки

1. Твердо решите для себя, необходимо ли это.

2. Будьте примером для ребенка, убирайте за собой вещи.

3. Убирайте игрушки вместе.

4. Убирая игрушки, разговаривайте с ребенком, объясняя ему смысл происходящего.

5. Формулируйте просьбу убрать игрушки доброжелательно. Не приказывайте.

6. Сделайте уборку игрушек ритуалом перед укладыванием ребенка спать.

7. Учитывайте возраст и возможности ребенка.

ЧТО ПОЛЕЗНОГО ЭКСКУРСИИ МОГУТ ДАТЬ ДЕТЯМ? ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Какая огромная у нас страна! Как много в ней красивых и интересных мест! Экскурсии – очень хороший способ с ними познакомиться. Что же экскурсии могут дать для развития и воспитания детей?

1. Патриотическое воспитание, формирование гражданской идентичности и ценностных ориентаций

Любовь к родной стране и своей малой Родине, уважение к памяти предков, бережное отношение к природе, интерес к научному познанию мира – возможности экскурсий поистине неисчерпаемы! Знакомясь с природой родного края, его историей, традициями и культурой, дети начинают ощущать причастность к судьбе своего народа, своей страны. Слушая восхищенный рассказ экскурсовода о достопримечательностях города, о красоте природы родных мест, о достижениях выдающихся земляков, ребёнок начинает испытывать чувство гордости за свою страну, за свой народ, начинает ощущать себя гражданином, ценящим и уважающим Родину.

Дорогие родители, обсуждайте с детьми увиденное и услышанное на экскурсии, давайте свою оценку тому, что происходило на ней. Ценностные ориентации ребёнка формируются в единстве познавательного, эмоционального и поведенческого компонентов.

Ребёнок:

  • Узнает что-то новое и интересное для него;
  • Испытывает при этом позитивные эмоции, которые вы с ним обсуждаете;
  • Получает пример того, как надо себя вести в ситуации знакомства с природой, искусством, производством, музыкой.

Ценностные ориентации – это то, что будет вести ребёнка по жизни, его внутренний стержень, обеспечивающий устойчивость его личности, задающий определённый тип поведения – поведения гражданина, ценящего и любящего свою Родину, уважающего окружающих людей, почитающего родителей, стремящегося приносить пользу обществу.

2. Социализация, усвоение правил поведения в обществе, социальных норм

Перед экскурсией с ребёнком необходимо проговорить правила поведения в транспорте, музее, на природе, обязательно поясняя, что все правила существуют:

  1. Для безопасности (например, слушать и выполнять указания экскурсовода или инструктора, идти только безопасной дорогой, не трогать что-либо без разрешения);
  2. Для удобства самого ребёнка и окружающих его людей (например, говорить тихо, не мусорить, задавать вопросы только после разрешения экскурсовода).

Следуя этим простым указаниям, наблюдая за поведением взрослых, в том числе и родителей во время экскурсии, ребёнок становится более дисциплинированным, уверенным в себе, ему становится всё легче осваиваться в незнакомом месте, проще устанавливать контакты с людьми.

3. Развитие коммуникативных навыков

В ходе экскурсии дети учатся слушать рассказ экскурсовода, задавать вопросы, высказывать свое мнение и выслушивать мнение других экскурсантов, делиться впечатлениями с окружающими, обсуждать увиденное и услышанное.

4. Получение положительных эмоций и развитие эмоционального интеллекта

Экскурсия может предоставить ребёнку целую гамму позитивных эмоций: радость познания, удивление, удовлетворение любопытства, восторг от красоты, проявление интереса, вдохновение.

Очень важно, чтобы родители замечали и называли те эмоции, которые испытывает сын или дочь:

  • Я вижу, что ты был рад увидеть своего любимого сказочного героя.
  • По-моему, тебе было очень интересно в музее…
  • Ты тоже удивился, когда узнал, сколько лет этому дереву?
  • Музыка, которую мы сегодня услышали, вдохновляет, правда?

Так ребёнок учится понимать, какие чувства он испытывает, начинает распознавать чувства других людей.

5. Развитие творческого потенциала

Экскурсия может пробудить в ребёнке интерес к какому-либо творчеству. Юного экскурсанта может захватить музыка или архитектура, живопись или театральное искусство.

Даже небольшая экскурсия может стать источником увлечения, а то и идеей будущей профессии. На некоторых экскурсиях детям и взрослым предлагаются интереснейшие мастер-классы, где под руководством специалиста можно самому расписать тарелку, приготовить что-то вкусное, вылепить из глины забавную лошадку, поиграть на необычных музыкальных инструментах.

По возвращении домой можно совместно с ребёнком:

  • Сочинить маленький рассказ или сказку по мотивам экскурсии;
  • Нарисовать иллюстрации, сделать фотоколлаж или карту маршрута;
  • Смастерить что-то интересное из собранных природных материалов (ярких листьев, желудей, веточек, разноцветных камушков).

Такие занятия очень сплачивают семью и оставляют приятные воспоминания на всю жизнь.

6. Способ организации свободного времени без гаджетов

Экскурсия – очень подходящий повод для того, чтобы «вытащить» ребёнка из виртуального мира. Это возможность показать красоту и многообразие мира реального.

Пусть он убедится, что живописные озера, горные реки, золотые купола храмов, величественные дворцы, уютные улочки маленьких городов не идут ни в какое сравнение с фотографиями на экране планшета. Только реальная красота природы, города завораживает, даёт ресурсы, преображает и вдохновляет.

7. Стремление к открытию чего-то нового, получению новых знаний

Дети, как известно, активно познают мир, а экскурсия даёт возможность познавать его через все органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание. На многих экскурсиях ребятам разрешается потрогать изучаемый объект, рассмотреть его со всех сторон, послушать о его свойствах, а может быть даже и понюхать. Чем больше органов чувств задействовано, тем лучше запоминается изучаемое.

Узнав что-то интересное и новое, ребёнок получает импульс к получению всё новых и новых знаний о заинтересовавшем его объекте. Воспользоваться этими знаниями он может, например, в учебной деятельности, занимаясь, скажем, школьным проектом, а может и пронести их через всю жизнь, если интересная экскурсия повлияла на выбор профессии.

8. Углубление имеющихся знаний, расширение кругозора

Правильно выбранные экскурсии позволяют дополнить знания, полученные ребёнком на занятиях в детском саду или на уроках в школе, колледже. История и география, химия и астрономия, литература и физика – к любому школьному предмету можно подобрать экскурсию, раскрывающую по-новому рассказанное на уроке или на страницах учебника.

Хорошая экскурсия позволяет «погрузиться» в изучаемое событие или явление, посмотреть на него под другим углом, даёт наиболее яркие впечатления, «оживляя» страницы учебника. Детям предоставляется возможность увидеть, как знания, полученные на занятиях, «работают» в реальной жизни.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ

ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Дорогие родители! Необходимо учить детей не только соблюдать правила дорожного движения, но и с самого раннего возраста учить их наблюдать за обстановкой и ориентироваться. Нужно учитывать, что основной способ формирования навыков поведения — наблюдение, подражание взрослым, прежде всего родителям. Многие родители, не понимая этого, личным примером обучают детей неправильному поведению.

1. Находясь с ребенком на проезжей части, не спешите, переходите дорогу размеренным шагом. Иначе вы научите спешить там, где надо наблюдать и обеспечить безопасность. Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать — ребенок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.

2. Не переходите дорогу на красный или желтый сигнал светофора, как бы вы при этом не торопились. Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком «Пешеходный переход».

3. Из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребенок может упасть или побежать на проезжую часть.

4. Не посылайте ребенка переходить или перебегать дорогу впереди вас – этим вы обучаете его идти через дорогу, не глядя по сторонам. Маленького ребенка надо крепко держать за руку, быть готовым удержать при попытке вырваться – это типичная причина несчастных случаев.

5. Не выходите с ребенком из-за машины, не осмотрев предварительно дорогу, это распространенная ошибка и нельзя допускать, чтобы дети ее повторяли.

6. Привлекайте ребенка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге, у ребенка должен быть выработан твердый навык: прежде чем сделать первый шаг с тротуара, он поворачивает голову и осматривает дорогу во всех направлениях. Это должно быть доведено до автоматизма.

7. Учите ребенка замечать машину. Иногда ребенок не замечает машину или мотоцикл издалека. Научите его всматриваться вдаль.

8. Учите ребенка оценивать скорость и направление будущего движения машины. Научите ребенка определять, какая машина едет прямо, а какая готовится к повороту.

9. Твердо усвойте сами и научите ребенка, что входить в любой вид транспорта и выходить из него можно только тогда, когда он стоит. Объясните ребенку, почему нельзя прыгать на ходу.

10. Не разрешайте детям играть вблизи дороги и на проезжей части.

11. Также очень важно соблюдать правила пересечения железнодорожных путей. Помните о том, что переходить и перебегать через железнодорожные пути перед близко идущим поездом, если расстояние до него менее 400 м — запрещается!

12. Приближаясь к железнодорожным путям и переходя через дорогу обязательно напомните ребенку о том, что нужно снять наушники и быть предельно внимательным.

Не пренебрегайте правилами дорожного движения, будьте примером для своего ребенка! Помните! Строгое соблюдение правил дорожного движения позволит защитить Вас и Ваших детей от опасностей на дороге.